Великий Сибирский путь

Правительственное решение о построении железной дороги на Сибирь было принято в 1875 году. Первоначально предполагалось вести линию дороги от Нижнего Новгорода на Казань, Екатеринбург, Тюмень. В 1884 году комитет министров своим постановлением определил иное направление - от станции Кинель Самаро-Оренбургской железной дороги (в 39 верстах от Самары) через города Уфу, Златоуст на Челябинск. 25 января 1885 года постановление было утверждено царем. Вскоре было создано управление по постройке первого участка дороги - Самаро-Уфимского (протяжением 453 версты), разместившееся в городе Самаре. На должность начальника этого участка 30 марта был назначен инженер Константин Яковлевич Михайловский.

В течение 1885 года на трассе были произведены изыскания, а с весны 1886 года начались строительные работы по всей линии. Здесь нужно подчеркнуть - именно по всей линии. Она была разделена на восемь участков (по 50-60 верст), и строительство производилось одновременно на всех восьми участках. Работы закончены были в сентябре 1 888 года. Первый поезд из Самары в Уфу прибыл 9 сентября.

Вторым (по времени) строительным участком на магистрали был Уфа-Златоустовский (протяжением 751 верста). Исполнение обязанностей начальника работ на этом участке поручено было 1 января 1888 года тому же К.Я.Михайловскому с исполнением им прежних обязанностей. На прежнем месте оставалось и управление строительством.

Изыскания на участке производились в 1886-1887 годах. Строительные работы были начаты весной 1887 года и окончены в сентябре 1890 года. В 12 часов ночи с 7 на 8 сентября участок от Уфы до Златоуста был передан для эксплуатации в заведование начальника Самаро-Уфимской железной дороги. С 8 сентября по совершении молебствий в обоих городах было открыто правильное движение поездов.

Говоря о строительстве дороги Уфа-Златоуст, надо отметить, что на одном из ее участков работал известный писатель, инженер Н.Г.Гарин-Михайловский, принятый 26 мая 1886 года первоначально "для производства изысканий и составления проектов на участке Уфа-Злитоуст", как сказано в документе. Позднее, приказом Министерства путей сообщения от 1 января 1 888 года ему было поручено "исполнять обязанности начальника участка по постройке железной дороги на участке Уфа-Златоуст с освобождением от прежних обязанностей". Из документов видно, что участок его работы находился в районе городов Сим, Усть-Катав, станции Вязовая.

Первоначальные изыскания на линии Златоуст-Миасс-Челябинск произведены были в 1884 году, окончательные - в 1887-88 годах. Строительные работы на участке от Златоуста до Миасса (протяжением 62 версты) начаты были с весны 1890 года, а на участке Миасс-Челябинск (протяжением 94 версты) - с июля 1891 года. Укладка рельсового пути, начатая от Златоуста в апреле 1892 года, доведена была до Челябинска (до вокзала) 7 июля. Правильное (по расписанию) движение пассажирских и товарных поездов началось с 25 октября 1892 года.

В 1 7 верстах от Златоуста вблизи станции Уржумка находится наиболее высокая точка дороги перевал через Уральский хребет. Здесь на географической границе между Европой и Азией установлена строителями каменная пирамида с надписью на одной стороне "Европа", на другой -"Азия".

Западно-Сибирский участок дороги. Разрешение на производство изысканий было дано царем 21 февраля 1891 года. Изыскания производились пятью партиями в районах: Челябинском, Петропавловском, Омском, Каннском, Колыванском. Начальником партии, действовавшей от Челябинска до Кургана, был инженер Залусский. Начальником самой дальней партии, действовавшей в районе Овчинникова, Томск, Мариинск, был Н.Г.Гарин-Михайловский. В августе<ентябре изыскания были закончены, их участники вернулись в Самару и приступили к составлению проектов и планов.

В административном отношении Западно-Сибирская железная дорога разделена была на 9 участков, из них первый - от Челябинска до 160-й версты послений (девятый) - от 12000-й верты до 13280-й, места пересечения реки Обь у села Кривощеково. Участки делились на дистанции протяжением от 30 до 40 верст.

Строительные работы на Челябинском участке начались 7 июля 1 892 года. Привожу текст телеграммы, посланной начальником строительства Западно-Сибирской железной дороги К.Я.Михайловским в адрес министра путей сообщения: "Сегодня по совершении молебствия при многочисленном стечении народа приступлено от Челябинска к работам Сибирской дороги. Инженеры и все служащие, а также рабочие, почтительнейше ходатайствуют пред Вашим превосходительством повергнуть к стопам его Императорского Величества выражение их глубоких верноподданических чувств, беспредельной преданности и готовности положить все силы для успешного осуществления великого начинаемого дела".

Текст телеграммы с подписью "Михайловский" был опубликован (в изложении) в газете того времени "Екатеринбургская неделя".
На других участках до Омска земляные работы по устройству полотна также начались летом 1892 года. К 1 октября 1 894 года они были окончены, и рельсовый путь уложен на всем протяжении линии от Челябинска до левого берега Иртыша (742 версты).

Попутно скажем о постройке ветки Бердяуш-Сатка-Бакал. Предварительные изыскания были сделаны в 1887 году горным инженером Воронцовым. Осенью 1890 года они заново были произведены Н.Гарин-Михайловским, который укоротил и удешевил ее. Строительство линии было начато 1 августа 1 899 года под руководством инженера Морозова. В 1900 году стройку продолжил инженер Колобов. В эксплуатацию ветка сдана 1 января 1901 года.

Прокомментировать

Рубрика Челябинск

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.